Не важно, куда идет поезд и кто Кондуктор в нем. Важно, хватит ли у Вас смелости и веры сесть на него...

              

Первая Рисунки  Гостевая Книги Фильмы Актеры Галерея Масок Фанфики О героях Автор Критика Коллажи Форум Ссылки Клипы Карта сайта

 

Здесь приводятся разные мнения, иногда совпадающие, иногда нет.

Можно было бы легко написать что-то одно и сказать, что этот зверь

является только этим и ничем иным.

Но ведь это не так. Прочтите мнения тех, кто знал, о чем говорил,

и на основе этого выясните для себя,

кем же является на самом деле тот или иной зверь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. Валеджио "Разговор"

Чудовища, диковинные звери, мифологические существа, имена с историей, встречающиеся в первой  книге про Гарри Поттера «Гарри Поттер и философский камень»

 

Условные обозначения:

1. – трактовка по словарю «Напасти и беды. Странные существа» под ред.  А.П. В. Б. Дамблдора. Изд-во «Хогвартс ньюс», Хогвартс, 2000 г.

2.-  трактовка по книге «Жизнь чудовищ в средние века»/ пер. с лат., статьи Н.Горелова. – СПб.: Азбука-класссика,2004. – 224 с.

3.- трактовка по книге «Книга вымышленных существ» Х.Л. Борхеса. Печатается по изданию: Борхес Л.Х. Соч.: В 3т. М.. 1997. Т.2

4. – трактовка по книге «Занимательная мифология. Новая жизнь древних слов»                А. Азимова. Пер. с англ. В.Д. Кайдалова. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003. – 206 стр.

5. – трактовка по книге «Чудовища современного мира» проф. Р.Дж. Люпина, изд-во «Оксфорд тайм», 1998

6. – трактовка по автобиографии С. Блека, изд-во «Алфавит», 1994

7. – трактовка по книге «Зоопарк в моем багаже» Р. Хагрида, «Хогвартс ньюс», Хогвартс, 2000

8. трактовка по книге «Сказочная энциклопедия» , составитель Н. Будур.- М.:ОЛМА-ПРЕСС,  2005,- 608 с.

 

Гоблины

 

 8. Гоблин – сверхъестественные существа, персонажи народных и литературных сказок народов Европы. Крохотного роста, злого нрава, коварные и проказливые. У гоблинов темная кожа, громадные руки, на глаза надвинут колпак. Они сгорбленные. Селятся в дуплах деревьев и домах людей.

 

Кентавры

 

2. Гиппокентавры имеют смешанную породу – человека и лошади, голова у них покрыта шерстью, как у зверей, но в остальном они походи на обычных людей и могут даже говорить, но поскольку их губы непривычны к человеческой речи, то из издаваемых ими звуков нельзя вычленить слова.

 

            Они называются гиппокентаврами, ибо считается, что в них соединилась человеческая и конская природа.

Исидор Севильский. Этимология. IX, III, 39

 

            Цезарь Клавдий пишет, что в Фессалии родился  и в тот же день умер гиппокентавр, и в правление этого императора мы видели, как подобное существо было доставлено в меду из Египта.

Плиний. Естественная история. VII, 35

 

            Когда Антоний подумал, что ни один монах прежде него не селился в пустыне, открылось ему ночью, что живет на свете другой, многократно превосходящий его своими заслугами, и гон непременно должен отправиться  повидаться с ним. Едва забрезжил рассвет, как достопочтенный старец, опираясь на посох своими больными членами, отправился в путь неведомо куда. Наступил полдень, солнце было в зените и припекало, и тут перед ним появилось нечто – помесь человека с лошадью, которому суждение поэтов даровало имя гиппокентавр. Он же поднес руку ко лбу в знак приветствия и сказал: «Послушай, в какой именно стороне обитает здесь Слуга Божий?». При этом варвар проскрежетал неведомо что, перемалывая, а не выговаривая слова своей ужасной пастью, и, протянув правую руку, указал искомое направление и с тем по открытой равнине ускакал как можно скорее прочь, долой от удивленного взгляда. Антоний, пораженный увиденным, встал как вкопанный, погрузился в размышления и с тем отправился дальше.

Святой Иероним.житие святого Павла, первого из отшельников.

 

Б. Валеджио "Кентавры"

 

3.Кентавр - самое гармоничное создание фантастической зоологии. "Двуформным" назван он в Овидиевых "Метаморфозах", однако нам нетрудно забыть о его гетерогенной природе и думать, что в Платоновом мире форм, наряду с архетипом лошади или человека, есть архетип кентавра. Открытие этого архетипа потребовало многих веков; первобытные и архаические изображения представляют нам голого человека, к которому неуклюже прикреплен конский зад. На западном фронтоне храма Зевса в Олимпии у кентавра уже конские ноги, а там, где должна начинаться шея коня, высится человеческий торс.

Кентавров породили фессалийский царь Иксион и облако, которому Зевс придал облик Геры; другая легенда гласит, что они - дети Аполлона. (Есть предположение, что слово "кентавр" происходит от "гандхарва"; в ведической мифологии "гандхарвы" - младшие боги, правящие конями Солнца.) Так как греки гомеровской эпохи не ездили верхом, предполагается, что первый кочевник, которого они увидели, показался им чем-то единым с его конем; и в доказательство приводят то, что солдаты Писарро и Эрнана Кортеса также представлялись индейцам кентаврами. "Один из тех всадников упал с лошади, и когда индейцы, уверенные, что это одно целое, увидели, что это животное разделилось на две части, страх их был так велик, что они с воплями побежали вспять, к своим, крича, что из одного стало двое, и повергая всех в ужас; и было в этом некое тайное чудо, ибо, не будь такого случая, можно полагать, что они перебили бы всех христиан", - гласит один из текстов, приводимых Прескоттом. Но грекам, в отличие от индейцев, лошадь была известна; более правдоподобно предположение, что кентавр - это нарочито созданный образ, а не плод ошибки по незнанию.

Самая популярная из легенд, где фигурируют кентавры, - легенда о битве с пригласившими их на свадьбу лапифами. Для гостей вино было в новинку - на пиру захмелевший кентавр оскорбил невесту и, опрокидывая столы, затеял знаменитую "кентавромахию", которую Фидий или его ученик изобразил в Парфеноне, Овидий воспел в книге XII "Метаморфоз" и которая вдохновила Рубенса. Побежденные лапифами, кентавры были вынуждены бежать из Фессалии. В другом сражении Геркулес, стреляя из лука, уничтожил их.

Кентавр - воплощение сельской дикости и гневливости, но "справедливейший из кентавров" - Хирон ("Илиада", XI, 832) был наставником Ахиллеса и Эскулапа, которых обучил искусствам музыки, собаководства, ратному делу и даже медицине и хирургии. Запоминается образ Хирона в песне XII "Ада", которую, с общего согласия, принято называть песнью кентавра. На сей предмет есть тонкие наблюдения у Момильяно в его издании 1945 года.

Плиний говорит, что видел гипокентавра, законсервированного в меду и присланного из Египта в дар императору.

В "Ужине семи мудрецов" Плутарх юмористически сообщает, что один из Пастухов коринфского деспота Периандра принес ему в кожаной сумке новорожденного детеныша кобылы, у которого лицо, голова и руки были человеческие, а все прочее - конское. Плакал он, как ребенок, и все решили, что это зловещее знамение. Мудрец Фалес, осмотрев его, рассмеялся и сказал Периандру, что и впрямь не может одобрить поведение его Пастухов.

В пятой книге своей поэмы Лукреций утверждает, что существование кентавров невероятно, ибо лошади достигают зрелости раньше, чем люди, и кентавр в три года был бы взрослым конем и вместе с тем лепечущим младенцем. Такой конь умер бы на пятьдесят лет раньше, чем человек.

 

4. Менее ужасными существами были кентавры – мужчины с конскими туловищами. Идея сотворения таких существ возникла, возможно, тогда, когда не знавшие лошадей люди впервые встретились с конным разъездом вторгшихся завоевателей. Никогда не видевшие ранее всадников аборигены вполне могли от ужаса решить, что лошадь и человек составляют собой единое целое.

В мифах кентавры обычно показывались дикими и неотесанными, невежественными и примитивными, вооруженными луком и стрелами. Однако один из них, Хирон, был исключением. Он был благороден, великодушен и мудр и обучал медицине многих греческих героев, даже Асклепия.

После своей смерти Хирон попал на небеса в качестве созвездия Sagittarus, что по-латыни значит «стрелок». Созвездие это часто изображают в виде кентавра с натянутым луком в руках. (…)

Одно из крупнейших созвездий южного неба было названо Кентавром.

 

 Цербер (в книге фигурирует как Пушок)

 

 

2. Пишут, что у Цербера было три головы. Поэты и философы полагают, что его трехголосый лай, доносившийся из глубин преисподней, наводил ужас на смертных. Однако безобразно лгут о том, что прославленный Алкид увел дрожащего Цербера, в цепях, их подземного царства Орка и что стоит побеспокоить адского пса, как он разражается безумным лаем.

 

В этом стигийском челне возить живых я не вправе;

Был я не рад, когда взял в эту лодку Алкида…

Этот схватил и связал в преисподней трехглавого стража

Прямо у царских дверей и, дрожащего, вывел на землю…

Вергилий, Энеида. VI, 391- 396

 

Лежа в пещере своей, в три глотка лаял огромный

Цербер, и лай громовой оглашал молчаливое царство.

Видя, как шеи  у пса ощетинились змеями грозно,

Сладкую тотчас ему лепешку с травою снотворной

Бросила жрица, и он, разинув голодные пасти,

Дар поймал на лету. На загривках змеи поникли,

Всю пещеру заняв, разлегся Цербер огромный.

Сторож уснул, и Эней поспешил дорогой свободной…

Вергилий, Энеида. VI, 417 – 424

 

 

3. Если ад - это дом, дом Гадеса [Гадес (Аид) - в греческой мифологии - владыка царства мертвых], в нем, естественно, должен быть сторожевой пес; столь же естественно, что этот пес должен внушать ужас. В Гесиодовой "Теогонии" у него пятьдесят голов; чтобы облегчить задачу пластическим искусствам, их число сократили, и три головы Цербера стали ныне общепринятым их количеством. Вергилий говорит о трех глотках; Овидий - о троезвучном лае; Батлер [Сэмюэл Батлер (1612-1680) - английский поэт, автор поэмы "Гудибрас"] уподобляет трехкоронную тиару папы, стража у врат рая, трем головам пса, стража у врат ада ("Гудибрас", IV, 2). Данте наделяет Цербера человеческими чертами, что только усугубляет его инфернальную природу; грязна черная борода, лапы с когтями, которые под градом плетей раздирают душ обреченных. Он бичует их, лая и скаля зубы.

Вытащить Цербера на дневной свет таков был последний подвиг Геракла ("Он вытащил наверх Цербера, адского пса", пишет Чосер в "Рассказе монаха".) Зэкерай Грей, английский писатель восемнадцатого века, в своих комментариях к "Гудибрасу" толкует это деяние следующим образом:

"Пес с тремя головами означает прошлое, настоящее и будущее время, которое встречает и, как пес, пожирает все на свете. Геркулес одержал над ним верх, это показывает, что героические Деяния всегда побеждают Время, ибо остаются памяти потомства".
Согласно древнейшим текстам, Цербер приветствует своим хвостом (а хвост этот - змея) входящих в ад и разрывает на куски тех, кто пытается убежать. В более поздней легенде он кусает новоприбывших; чтобы его умилостивить, в гроб умершего клали медовый пряник.

В скандинавской мифологии забрызганный кровью пес Гарм сторожит дом мертвых и готов сразиться с богами, когда адские волки пожрут луну и солнце. Некоторые наделяют этого пса четырьмя глазами; у собак Ямы, брахманского бога смерти, также по четыре глаза.

Как в брахманизме, так и в буддизме, ад полон собак, которые, подобно Дантову Церберу, терзают души умерших.

 

Единорог

 

3. Первая трактовка единорога почти полностью совпадает с последними. За четыреста лет до христианской эры грек Ктесий, врач Артаксеркса Мнемона, сообщал, что в королевствах Индостана водятся весьма быстроногие дикие ослы с белой шерстью, пурпурно-красной головой, голубыми глазами, с острым рогом на лбу, у основания белым, на конце красным, а посредине - совершенно черным. Плиний прибавляет другие подробности (VIII, 31): "В Индии охотятся еще за другим зверем, единорогом, который туловищем схож с лошадью, головою с оленем, ноги как у слона, а хвост кабаний. Ржет он басистым голосом, посреди лба торчит длинный черный рог. Полагают, что живьем его невозможно взять". Востоковед Шрадер в 1892 году высказал мысль, что образ единорога мог быть грекам подсказан некоторыми персидскими барельефами, изображающими быка в профиль, с одним-единственным рогом.

В энциклопедии Исидора Севильского, составленной в начале VII века, можно прочесть, что единорог ударом своего рога убивает слона; это напоминает аналогичную победу "каркадана" (носорога), описанную во втором путешествии Синдбада [там говорится, что, если разрезать пополам рог носорога, на нем будет видна фигура человека; Аль Казвини говорит, что это будет фигура всадника на лошади, другие называют птиц и рыб]. Другим противником единорога называли льва, и в одной великолепной октаве второй книги запутаннейшей эпопеи "The Faerie Queen" изображено их сражение. Лев прислоняется к дереву, единорог, пригнув голову, атакует его, лев отскакивает в сторону, и единорог оказывается пригвожденным к стволу. Эта октава написана в XVI веке, а в начале XVIII века объединение Английского королевства с Шотландским соединит в гербе Великобритании английского леопарда (льва) с шотландским единорогом.
В средние века бестиарии утверждали, что единорога может поймать девушка; в "Physiologus Graecus" ["греческий физиолог" (лат.)] мы читаем: "Как его ловят. Ставят перед ним девицу, и он прыгает на лоно девицы, и девица любовно его обнимает и уносит в королевский дворец". Этот триумф чистоты представлен на медали Пизанелло и на многих знаменитых гобеленах, примечательны и его аллегорические толкования. Единорог применялся как символ Иисуса Христа, Святого Духа, ртути и зла. В труде "Psychologie und Alchemie" ["Психология и алхимия" (нем.)] (Цюрих, 1944) Юнга приведены история и анализ этих символических применений.
 Белая лошадка с задними ногами антилопы, козлиной бородой и длинным винтообразным рогом на лбу - таково обычно изображение этого фантастического животного.
 Леонардо да Винчи объясняет способ охоты на единорога его чувственностью; движимый ею, он забывает о своей свирепости и ложится на лоно девушки, тогда-то охотники и ловят его.

Дж. Тенниел.илл. к сказке Л. Кэрролла "Алиса в Зазеркалье" 

8. Единорог – персонаж народных и литературных сказок народов мира, волшебное животное, похож на молочно-белую лошадь с темно-красной головой, темно-синими глазами и рогом во лбу. По другим описаниям, у единорога голова оленя, из пасти торчат клыки кабана. Считается, что поймать единорога может лишь невинная дева, но в неволе он гибнет, а перед смертью поет прощальную песнь единорог обладает волшебной силой.

 

Тролли

 

 3. В Англии валькирии были оттеснены в деревню и превратились в простых ведьм; у скандинавских народов обитавшие в Йотунгхейме и сражавшиеся с богом Тором гиганты древней мифологии тоже выродились, превратились в сельских троллей. Согласно космогонии, с которой начинается Старшая Эдда, в день, когда наступят Сумерки Богов, гиганты взберутся на небо и разобьют Бифрост, радугу, и разрушат мир, и помогать им будут волк и змей; тролли народных поверий - это злобные и глупые эльфы, живущие в горных пещерах и в ветхих хижинах. Самые знатные у них - с двумя или тремя головами.
Славу им создала драматическая поэма "Пер Гюнт" (1867) Генрика Ибсена. Ибсен изобразил их, прежде всего, патриотами: они думают или стараются думать, что изготовляемое ими отвратительное питье - это вкуснейший напиток и что их пещеры - дворцы. Чтобы Пер Гюнт не увидел гнусного убожества их жилья, они предлагают выколоть ему глаза.  

8. Тролль – 1) наиболее характерный персонаж норвежских сказок. Тролли – громадные  обитатели высоких гор. Тролли большие, высокие, ужасные на вид и отличаются необыкновенной силой. В сказках они бывают трех, шести и девятиголовыми (пропорционально  числу «три» - сказочному, магическому числу, обладающему волшебной властью).  Тролли не должны появляться на солнце, ибо первый же солнечный луч превратит их в камень. Тролли очень боятся звона церковных колоколов и предметов, изготовленных из стали.

Тролли живут преимущественно в Норвегии, хотя встречаются они и в Швеции, но их никогда не бывает в Дании. По образному выражению классика норвежской литературы Бьёрнстьерне Бьёрнсона, «тролли там не уживаются. Случается, конечно, время от времени какому-нибудь троллю перейти вброд море и окинуть взором безлесные, озаренные солнцем датские земли. Но покачает он своими многочисленными головами – и снова переходит вброд море, вскипающее пеной под его тяжелыми шагами. Он возвращается в Норвегию, потому что там – его родина».

Троллиха  - жена тролля – в сказках упоминается как второстепенный (или третьестепенный) герой. Она еще глупее, чем ее муж. Иногда в сказках встречается упоминание, что у одной троллихи может быть несколько мужей (точно так же, как один глаз приходится на троих троллей, и они вынуждены передавать его из рук в руки и по очереди вставлять в специальную впадину на лбу).

Если понадобится, тролли могут уменьшатся в размерах.

Норвежская писательница Фрид Ингульстад написала настоящую энциклопедию троллей («Тролли» 1985).

2) В шведском фольклоре тролль – это сверхъестественное хвостатое существо, котрое живет в горах, лесу или под землей, охраняя свои несметные сокровища, и предстает в обличье карлика или великана. В шведском языке есть выражение «богат, как тролль».

В народных поверьях отмечается тяга троллей к воровству: они уносят младенца до крещения, прячут в горах невест после венца. А на место людей подкидывают своих уродцев. О таком похищении ребенка рассказывается в сказке Сельмы Лагерлёф «Подменыш». В шведских волшебных народных сказках тролли, а также троллихи и троллята выступают носителями зла и глупости. В литературной традиции они персонифицируют зло в человеческой душе, как, например, в знаменитом сборнике сказочных новелл Сельмы Лагерлёф «Тролли и люди». Жадность и глупость троллей вошли в поговорку. Они прячутся в ночной тьме, скрывая свое уродство, а при свете дня лопаются, как пузыри. Авторская сказка Яльмара Бергмана «Странный тролль и Солнечный луч» описывает то, что произошло с троллем после того, как он однажды в детстве увидел солнечный луч. Этого странного тролля изгоняют его сородичи, и он уходит к людям. Опираясь на фольклорную традицию изображения троллей, финлядско-шведская писательница Туве Янссон создала новый литературный персонаж – Муми-тролля. В отличие от своего предка, он более цивилизован, утончен и живет как добропорядочный семьянин в своем голубом домике в Муми-доле. Муми-тролли никому не причиняют зла и всегда рады новым гостям.

 

Дракон

 

2. Дракон, согласно Якову и Августину, - это самое большое из сухопутных животных. Он не ядовит. На голове у дракона гребешок, пасть по сравнению с остальным телом маленькая, зажатая артериальными сосудами, при дыхании он высовывает язык и раскрывает рот. Укус его наносит ужасный вред, поскольку, согласно Экспериментатору, дракон питается ядовитыми тварями. Если кого ударит хвостом, то убьет, и даже огромное тело не спасет слона от подобной опасности. Согласно Плинию, весной дракон испытывает тошноту, с которой борется с помощью сока молочая. Он чаще всего обитает пещерах среди скал, а все из-за жара, столь необходимому телу, в особенности во время полета. Именно поэтому  драконы водятся в солнечных странах, в основном в землях восточных. Чаще всего их можно встретить самых жарких местностях. Говорят, что вокруг Вавилонской башни, в саамов Вавилонской башне, в Вавилонской пустыне и на развалинах города обитают огромные драконы, чей глас наводит на людей ужас. Они нередко достигают в длину 12 локтей. Взгляд дракона непереносим для человека, поэтому некоторые умирают, едва встретившись с ним глазами. Когда дракон достигает старости и положенных размеров, то может долгое время жить без пищи. Но во время еды с трудом насыщается, а все потому, что это очень холодное животное и малая толика жара, которая в нем есть, не позволяет ему поглощать большие влажные тела. Мне представляется неестественным,  что драконы могут дожить до Конца Света, не употребляя  никакой пищи, как,  например, дракон, которого по повелению святого апостола Петра Папа Сильвестр заключил внутри горы, находящейся в Риме. Полагаю, это божественное чудо.

(…) В местах своего обитания дракон отравляет воздух.

В книгах, где собраны изречения древних, рассказывается, что существуют домашние драконы.

 

3. Дракон обладает способностью принимать различные облики, которые, однако, для нас непостижимы. Обычно его представляют с головой лошади, хвостом змеи, большими крыльями по бокам и четырьмя лапами, каждая с четырьмя когтями. Говорят также о его девяти подобиях: рога его подобны оленьим, голова - голове верблюда, глаза - глазам демона, шея - шее змеи, брюхо - брюху моллюска, чешуя - чешуе рыбы, когти - когтям орла, лапы - лапам тигра и уши - ушам быка. У некоторых экземпляров нет ушей, и они слушают рогами. Дракона часто изображают с висящей на шее жемчужиной, эмблемой солнца. В этой жемчужине - его сила. Если ее отнять, он - безвреден.
  История называет дракона родоначальником первых императоров. Его когти, зубы и слюна наделены целебными свойствами. По своему желанию он может быть видим людям или же невидим. Весною он возносится на небо, осенью погружается в пучину вод. У некоторых драконов нет крыльев, и они летают просто так. Наука различает разные виды драконов. Небесный дракон держит на своем хребте дворцы богов и не дает им упасть на землю; божественный дракон порождает на благо людям ветры и дожди; земной дракон направляет течение ручьев и рек; подземный дракон охраняет запретные для людей сокровища. Буддисты утверждают, что в их многих концентрических морях драконов не меньше, чем рыб; где-то во вселенной есть священное число, точно определяющее их количество. Китайский народ верит в дракона больше, чем в другие божества, так как сплошь да рядом видит их в меняющих форму облаках. Также Шекспир заметил, что бывают облака, похожие на дракона ("Some times we see a cloud that's dragonish").
  Дракон повелевает горами, причастен к геомантии, обитает близ могил, связан с культом Конфуция, он - Нептун морей, но появляется и на суше. Царь морских драконов обитает в сверкающих подводных дворцах и питается опалами и жемчугом. Таких царей пять: главный живет в центре земли, остальные четверо - в четырех сторонах света. Длиною они не меньше лиги, и когда пошевельнутся, начинают колебаться горы. Драконы покрыты бронею из желтой чешуи. Под пастью у них борода, лапы и хвост волосаты. Лоб нависает над огненными глазами, уши небольшие и толстые, пасть всегда раскрыта, язык длинный, зубы острые. От дыхания дракона рыбы свариваются, от испарений его тела поджариваются. Поднимаясь на поверхность океанов, он порождает водовороты и тайфуны; летая по воздуху, причиняет бури, которые разрушают дома в городах и вызывают наводнения. Драконы бессмертны и способны общаться между собой на любом расстоянии, не нуждаясь в словах. Каждый третий месяц года они представляют верховным небесам годовой отчет.

 

8. Дракон  - 1) персонаж мифов, преданий и сказок народов мира, гигантский змей. В сказках, как правило, выступает в роли похитителя красавиц, с которым сражается главный герой. Он может быть крылатым или ползучим. У него одна или много голов. Всегда извергает пламя и плюется ядом. Ядовито и дыхание дракона. Драконы стерегут сокровища, и убить их очень сложно. Считается, что драконы появились в Китае и Японии и «переселились» в Европу. В китайской мифологии драконы добры и милостивы к людям -  в отличие от европейских жадных, коварных и злобных. В Китае драконы повелевают стихиями.

Леонардо да Винчи описывал драконов как существо с головой дога, глазами кошки, ушами филина, носом борзой, бровями льва, висками петуха и шеей водяной черепахи. А в Китае у дракона были рога оленя, голова верблюда, глаза кролика, шея змеи, чешуя карпа, когти орла, лапы тигра и уши коровы. Сказки о драконах несомненно связаны с мифами, прежде всего с древнегерманскими мифами о Сигурде и драконе Фафнире.

2). В немецких сказках – опаснейший противник. Как правило, это – многоголовое огнедышащее существо, своего рода симбиоз крокодила и хищной птицы, спина с гребнем у него покрыта непробиваемым чешуйчатым панцирем, нижняя часть тела уязвима. Образ дракона (змея) известен из христианских преданий (битва святого Георгия со змеем). Мотивы, связанные с освобождением дев, охраной сокровищ, отрезании драконьих языков впервые появились в средневековых героических сказаниях.  Предъявление драконьих языков в качестве доказательства победы над чудовищем имеет древнее происхождение, в сказках выполняет функцию замедления счастливого финала. Дракон в немецких сказках может «обозначатся словами «великан», «дьявол». В образе дракона психоаналитик К. Юнг различает магическую силу бессознательного, одолеть его, означает обрести собственную свободу. (..)

 

 

Чудовища, диковинные звери, мифологические существа, имена с историей, встречающиеся во второй  книге про Гарри Поттера «Гарри Поттер и тайная комната»

 

Условные обозначения:

1. – трактовка по словарю «Напасти и беды. Странные существа» под ред.  А.П. В. Б. Дамблдора. Изд-во «Хогвартс ньюс», Хогвартс, 2000 г.

2.-  трактовка по книге «Жизнь чудовищ в средние века»/ пер. с лат., статьи Н.Горелова. – СПб.: Азбука-класссика,2004. – 224 с.

3.- трактовка по книге «Книга вымышленных существ» Х.Л. Борхеса. Печатается по изданию: Борхес Л.Х. Соч.: В 3т. М.. 1997. Т.2

4. – трактовка по книге «Занимательная мифология. Новая жизнь древних слов»                А. Азимова. Пер. с англ. В.Д. Кайдалова. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003. – 206 стр.

5. – трактовка по книге «Чудовища современного мира» проф. Р.Дж. Люпина, изд-во «Оксфорд тайм», 1998

6. – трактовка по автобиографии С. Блека, изд-во «Алфавит», 1994

7. – трактовка по книге «Зоопарк в моем багаже» Р. Хагрида, «Хогвартс ньюс», Хогвартс, 2000

8. трактовка по книге «Сказочная энциклопедия» , составитель Н. Будур.- М.:ОЛМА-ПРЕСС,  2005,- 608 с.

 

Эльфы

 

3. эльфы – северного происхождения. Об их облике мало что известно, кроме того, что они маленького роста и предвещают беду. Они похищают скот и детей, а также горазды на мелкие пакости. В Англии называли «локон эльфа» клок спутавшихся волос, считая, что это проказа эльфов. В одном англосаксонском заговоре, относящемся, по всем данным, к эпохе язычества, им приписывают коварную привычку  метать издали крошечные железные стрелки, которые пронзают кожу, не оставив следа, и причиняют внезапные мучительные колик4и. в Младшей Эдде делается различие между темными и светлыми эльфами. «Светлые эльфы краше солнечного луча, темные эльфы чернее дегтя». На немецком кошмар называется «Alp»; этимологи возводят это слово к эльфу, ибо в средние века было распространено поверье, что эльфы давят на грудь спящих  и внушают им дурные сны

 

8. Эльфы – 1) персонажи германского фольклора и литературных сказок. Очень часто эльфы представляются современным читателям в виде воздушных существ, легких, как перышко, и благожелательно настроенных к людям. Однако это представление совершенно не соответствует германским народным верованиям. Эльфы по внешнему виду совершенно ничем не отличаются от людей, но обладают при этом магической силой и бессмертны. Живут они, как правило, внутри горы. Эльфы очень музыкальны и любят по ночам водить хороводы и петь. Нередко заманивают в свой круг и людей и вступают с ними в любовную связь. Умеют они приготовить и напиток забвения.

Освободившийся от эльфийских чар человек может вернуться домой, но с ужасом замечает, что оказался не у себя дома, а у своих потомков, ибо время летит в царстве эльфов незаметно, и вернувшегося в мир людей ждет немедленная смерть.

Исследователи считают, что эти сказочные существа пришли в английский фольклор из кельтских преданий и являются своеобразной «помесью» кельтских природных духов и германских карликов.

2) сверхъестественные существа  в скандинавском фольклоре. О них известно из древнескандинавской мифологии, и оттуда они перешли затем в фольклор. Согласно «Старшей Эдде», эльфы были тесно связаны с историей всего мироздания и разделялись на две группы: альвы – добрые и светлые духи; дверги  - злобные и мрачные карлики, или тролли.

Эльфы могут быть прекрасны ночью, но безобразны при свете дня. Обычно они изображались как крохотные женщины, одетые в белое или красное и танцующие ночью на лугу. Эльфы любят водить хороводы в лунные ночи, но также и туман называют «танцем эльфов». Представления о танцующих эльфах у шведов тесно переплетаются с кельтскими легендами о маленьких духах - сидах, заманивающих сбившегося с пути странника в свой круг. В более поздней традиции эльфы изображались как маленькие человечки, у которых есть свой король. Иногда их представляли с крылышками. Все эльфы имеют дар мгновенно являться и мгновенно исчезать, а также превращаться в разных животных. Из многих преданий известно, что они ничего не пожалеют за выкуп своих потерянных стеклянных башмачков или шапочки с колокольчикам и всегда готовы придти на помощь людям. В шведской народной сказке «Пастух»,записанной в провинции Упланд, король эльфов помогает пастуху, спасая его от злого великана и вызволяя вместе с ним прекрасную принцессу.

В сказке Яльмара Бергмана «Глаз старого Пахаря» герой попадает в королевство эльфов и учится у них ухаживать за чудесным садом, постигая тайны деревьев, цветов и растений.

 

Брауни

 

3. Брауни - это услужливые человечки бурого цвета, откуда и их название. В Шотландии они любят посещать амбары и, пока семья хозяев спит, исполняют
разные домашние работы.  Подобный  сюжет  мы  найдем  в  одной  из  сказок Гриммов.Знаменитый писатель Роберт Луис Стивенсон утверждал, что ему  
удалось приспособить своих брауни к литературному делу. Когда он спит,  они,  мол, внушают  ему  фантастические  сюжеты,  например  удивительное  
превращение доктора Джекилла в демонического Хайда,  и  тот  эпизод  в  "Олалье",  где юноша, потомок древнего испанского рода, кусает руку своей сестры.
 
8. Брауни – английские домовые в лохмотьях коричневого цвета, которые по ночам доделывают работу прислуги. Лучшее угощение-  
тарелка сливок. Брауни очень сердятся, если хозяева ругаются на них или не ценят их помощи. Брауни могут помочь ускорить процесс варки пива. 

 

Гномы (в книге - садовые гномы, утратившие былое величие)

  рисунок и. Комарова

3. Гномы более древние, чем их название; оно - греческое, но греческие классики его не знали, ибо возникло оно в XVI веке. Этимологи приписывают его изобретение швейцарскому алхимику Парацельсу, в чьих трудах оно появляется впервые. Гномы - духи земли и гор. Народная фантазия представляет их в виде бородатых карликов с грубыми и смешными чертами лица; одеты они в узкие коричневые кафтанчики и монашеские капюшоны. Подобно грифам эллинских и восточных поверий и германским драконам, их обязанность - охранять потаенные сокровища.
Гносис" на греческом - "знание"; есть гипотеза, что Парацельс изобрел слово "гном", потому что гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов.

 8. Гном – 1) сказочное существо крохотного роста, персонаж волшебных сказок народов Европы. Первое упоминание о гномах встречается у Парацельса, до этого рассказывается о цвергах и карликах. Парацельс считал гномов духами земли, которые стерегут клады. Позднее в народных и литературных сказках гномы превратились в существа, живущие под землей, владеющие несметными богатствами, они были часто добрыми и наивными, часто злыми и коварными – в зависимости от обстоятельств. Особой известностью пользуется сказка о гномах «Белоснежка и семь гномов».

В Европе были и остаются необыкновенно популярными скульптурные изображения гномов для сада. Первого «садового гнома» привез в Англию из Германии в 1850 году для своего поместья сэр Ч. Ишем.

2) в шведских народных поверьях это дух места, или жилища, который ведет свое происхождение от пенатов и ларов, покровителей домашнего очага у древних римлян. Шведское слово «tomte» (гном) родственно слову «tomt» (т. е. место, где стоит дом; участок земли). В Южной Швеции, под влиянием Дании гном называется ниссе («nisse»). Народные сказки изображают домового в виде маленького старич5ка – его еще зовут Дед, или Дедка,-  в одежде из серого грубого сукна и с красным колпачком на голове.

Образ гнома впервые появился в шведской литературе в 1849 году, как утверждает Улла Эренсверд: это была сказка Захариаса Топелиуса «Домовой Абоского замка». Автор рисует его горбуном с длинной седой бородой, живущим в подземелье замка.

В 1860-е года в Швеции возникает понятие «рождественский гном» (Jultomte), который стал причастен к раздаче подарков на Рождество. От хозяев дома он получет тарелочку каши.

В конце XIX века гном был прославлен в произведениях известного писателя и поэта Виктора Рюдберга («Домовой» и «Приключения крошки Вигга в Рождественскую ночь»). Традицию изображения гнома в живописи и книжной иллюстрации создала художница Йенни Нюстрём.

Литературный гном-домовой в первую очередь символизирует уют и тепло домашнего очага. Таковы забавные и добрые герои детской книжки Эльсы Бесков «Гномики» (1910). Однако домовой может и мстить тому, кто нарушает покой и порядок в доме. В сказочной новелле Сельмы Лагерлёф «Домовой из Тэребю» он мстит своему хозяину за то, что тот проиграл усадьбу в карты, и доводит его до самоубийства.

Домовые всегда обитали в усадьбах,  и о них рассказывались разные истории, как вспоминает  Сельма Лагерлёф. В отместку за то, что Нильс Хольгерсон обидел домового, тот заколдовывает его и превращает в гнома. Крохотный Нильс совершает свое удивительное приключение с дикими гусями по Швеции.

 

Мандрагора

 

3. Мандрагора - подобно "борамецу", растение, называемое мадрагора, граничит с животным царством, ибо, когда его вырывают с корнем, оно кричит; крик этот может свести с ума тех, кто его слышит ("Ромео и Джульетта", IV, 3). Пифагор называет его "антропоморфным"; римский агроном Луций Колумелла - получеловеком (semi homo), а Альберт Великий даже написал, что мандрагоры, наподобие людей, бывают различного пола. До него Плиний писал, что белая мандрагора - это самец, а черная - самка. И еще, что сборщики мандрагоры чертят вокруг нее мечом три круга и должны смотреть на запад; запах ее листьев так силен, что от него люди становятся немыми. Кто вырвет ее с корнем, тому грозят ужасные бедствия: в последней книге "Иудейской войны" Иосиф Флавий советует применять для этого нарочно обученную собаку. Выдернув растение, собака подыхает, зато его листья служат для изготовления наркотиков, колдовских и послабляющих снадобий.
Человекоподобная форма мандрагоры породила поверье, будто она растет у подножия виселиц. Браун ("Pseudodoxia epidemica" ["Лженаука суеверий" (лат.)], 1646) говорит о жире повешенных; популярный романист Ганс Гейнц Эверс ("Alraune", 1913) - о сперме. По-немецки мандрагора - "Alraune"; раньше говорили "Alruna", слово это происходит от слова "руна", которое означало тайну, нечто сокровенное, а затем стало наименованием букв древнего германского алфавита.
 В Книге Бытия (30:14) есть любопытное упоминание о плодоносной силе мандрагоры. В XII веке еврейско-немецкий комментатор Талмуда написал следующий абзац:
"От корня в земле отходит нечто вроде веревки, и веревкою этой прикреплено за пуп - как тыква или арбуз - животное, именуемое "яду'а", но "яду'а" во всем схож с человеком: такие же лицо, тело, руки и ноги. Оно искореняет и уничтожает все, куда достигает та веревка. Надобно веревку эту рассечь стрелою, и тогда животное подыхает".
Врач Дискорид отождествляет мандрагору с "цирцеей", или растением Цирцеи, о которой в песне десятой "Одиссеи" мы читаем: "Корень был черный, подобен был цвет молоку белизною, людям опасно с корнем его вырывать из земли, но богам все возможно".

 Феникс

3. Птица Феникс. В монументальных изваяниях, каменных пирамидах и мумиях египтяне стремились обрести вечность; вполне закономерно, что именно в их стране возник миф о бессмертной, возрождающейся птице, хотя последующая разработка мифа совершена греками и римлянами. Эрман пишет, что в мифологии Гелиополиса Феникс (benu) - это покровитель юбилеев, или больших временных циклов; Геродот в знаменитом пассаже (II, 73) излагает, с оговорками о своем недоверии, первоначальную версию легенды:
 "Есть там другая священная птица, которую я видел только нарисованной, и имя ей Феникс. Увидеть ее вживе удается редко, настолько редко, что, коли верить жителям Гелиополиса, прилетает она в Египет один раз в пятьсот лет, а именно - когда погибает ее отец. Ежели по величине и форме она такова, как ее описывают, то ее облик и стать весьма напоминают орла, а перья у нее частью золотистые, частью красные. Чудес же о ней рассказывают столько, что, хотя, на мой взгляд, они не слишком заслуживают доверия, я должен о них написать. Дабы перенести тело своего отца из Аравии в Храм Солнца, птица Феникс прибегает к следующему способу: прежде всего она лепит яйцо из мирры, по величине такое, чтобы у нее хватило сил его нести, и потому, пока его лепит, все время пробует на вес, справится ли с ним; затем она выгребает из него середину, пока углубление не вместит тело ее отца, которое она там закрепляет комками мирры, заполняя ими полость, пока вес яйца вместе с трупом не сравняется с тем весом, когда оно было сплошным; затем, залепив отверстие, кладет яйцо себе на спину и летит с ним в Египет в Храм Солнца. Вот такое рассказывают об этой птице, правда ли это или ложь".
      Лет через пятьсот Тацит и Плиний подхватили чудесную историю: первый честно признал, что всякая древность темна, но, судя по легенде, срок жизни Феникса тысяча четыреста шестьдесят один год ("Анналы", VI, 28). Также и второй автор занимался продолжительностью жизни Феникса; он отметил (X, 2), что, согласно Манилию, Феникс живет Платонов, или великий, год. Платонов год - это время, за которое Солнце, Луна и пять планет возвращаются в изначальное положение; Тацит в "Диалоге об ораторах" определяет его как двенадцать тысяч девятьсот девяносто четыре обычных года. Древние верили, что по истечении этого огромного астрономического цикла мировая история повторится во всех подробностях, ибо повторятся влияния планет; таким образом, Феникс становится как бы символом или образом вселенной. Для большего сходства стоики учили, что мир погибает в огне и возрождается в огне и что этому процессу не будет конца и не было начала.
  С годами механизм рождения Феникса упростился. Геродот упоминает о яйце, Плиний - о червяке, но Клавдиан в конце IV века уже описывает в стихах бессмертную птицу, возрождающуюся из пепла, наследницу самой себя и свидетеля многих веков.
 Миф о Фениксе - один из самых распространенных. К уже упомянутым авторам можно прибавить Овидия ("Метаморфозы", XV), Данте ("Ад", XXIV), Шекспира ("Генрих VIII", V, 4), Пельисера ("Феникс и его естественная история"), Кеведо ("Испанский Парнас", VI), Мильтона ("Самсон-борец", in Fine [в конце (лат.)]). Упомянем также латинскую поэму "De Ave Phoentice" ["О птице Фениксе" (лат.)], приписываемую Лактанцию, и англосаксонское подражание этой поэме в VIII веке. Тертуллиан, святой Амвросий и Кирилл Иерусалимский приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти. Плиний высмеивает терапевтов, прописывающих снадобья, изготовленные из гнезда и пепла Феникса.

Василиск

 3. С течением веков василиск (известный также под названием "кокатрис") становился все более безобразным и пугающим, а в наше время о нем и вовсе забыли. Название его происходит из греческого языка и означает "царек"; по мнению Плиния Старшего (VIII, 21), это змея с "белым пятном на голове, похожим на корону или диадему". В средние века он становится четырехногим петухом с короной, желтыми перьями, большими колючими крыльями и змеиным хвостом, который завершается крючком или же второй петушиной головой. Изменение облика отразилось в изменении названия: Чосер в "The Parson's Tale" говорит о василикоке ("василикок убивает людей ядом своего взгляда"). Одна из гравюр, иллюстрирующая "Естественную историю змей и драконов" Альдрованди, наделяет василиска чешуей вместо перьев и восемью ногами. (Согласно Младшей Эдде, у Одинова коня Слейпнира также было восемь ног.)
Что в василиске остается неизменным, так эти убийственное действие его взгляда и его яда. Глаза горгон обращали живых существ в камень; Лукан рассказывает нам, что из крови одной из них произошли все змеи Ливии - аспид, амфисбена, аммодит и василиск. Приводим соответствующие пассажи из книги IX "Фарсалии":

      В теле ее губительный яд впервые природа
      Произвела: из горла тогда шипящие змеи
      Выползли, жалом своим трепеща с пронзительным свистом.
      И по спине у нее разметались, как женские косы
      Плечи хлестали они ликованием полным Медузы.
      Встали над хмурым челом, поднявшись дыбом, гадюки,
      Яд извивался из них, когда волосы дева чесала.
      Что было пользы проткнуть копьем василиска.
      Мурру несчастному? Яд мгновенно по древку разлился.
      В руку всосался ему; поспешно меч обнаживши,
      Он ее тотчас отсек, у плеча отделивши от тела.
      И, наблюдая пример своей собственной смерти ужасной,
      Смотрит, живой, как гибнет рука.

автор: Flamma

      Василиск обитает в пустыне, или, точнее, он создает пустыню. Птицы падают мертвыми к его ногам, и плоды земные чернеют и гниют; вода источников, в которых он утоляет свою жажду, становится отравленной. О том, что одним своим взглядом он раскалывает скалы и сжигает траву, свидетельствует Плиний. Из всех животных одна лишь ласка не боится этого чудовища и может напасть на него спереди; было также поверье, что василиска повергает в смятенье крик петуха. Опытные путешественники, прежде чем углубиться в неизведанные края, благоразумно запасались либо петухом в клетке, либо лаской. Другим оружием было зеркало: василиска убивает его собственное отражение.
      Исидор Севильский и составители "Speculum Triplex" ("Тройного зеркала") отвергают легенды Лукана и искали рационального объяснения природы василиска. (Отрицать его существование они не могли, ибо в Вульгате древнееврейское слово "тсефа", название ядовитого пресмыкающегося, переведено как "кокатрис".) Наибольшее признание получила теория об уродливом яйце, снесенном петухом и высиженном змеей или жабой. В семнадцатом веке сэр Томас Браун счел это объяснение столь же неестественным, как самого василиска. В те же годы примерно Кеведо написал свой романе "Василиск", где говорится:
      Si esta vivo quien te vio,
      Toda su historia es mentira,
      Pues si non murio, te ignora,
      Y si murio no lo afirma
      [Коли жив, кто тебя видел,
      Зря нам сказки говорит.
      Коль не умер, то не видел.
      Ведь кто умер, тот молчит (исп.)]

 

 

Чудовища, диковинные звери, мифологические существа, имена с историей, встречающиеся в третьей  книге про Гарри Поттера «Гарри Поттер и узник Азкабана»

 

Условные обозначения:

1. – трактовка по словарю «Напасти и беды. Странные существа» под ред.  А.П. В. Б. Дамблдора. Изд-во «Хогвартс ньюс», Хогвартс, 2000 г.

2.-  трактовка по книге «Жизнь чудовищ в средние века»/ пер. с лат., статьи Н.Горелова. – СПб.: Азбука-класссика,2004. – 224 с.

3.- трактовка по книге «Книга вымышленных существ» Х.Л. Борхеса. Печатается по изданию: Борхес Л.Х. Соч.: В 3т. М.. 1997. Т.2

4. – трактовка по книге «Занимательная мифология. Новая жизнь древних слов»                А. Азимова. Пер. с англ. В.Д. Кайдалова. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003. – 206 стр.

5. – трактовка по книге «Чудовища современного мира» проф. Р.Дж. Люпина, изд-во «Оксфорд тайм», 1998

6. – трактовка по автобиографии С. Блека, изд-во «Алфавит», 1994

7. – трактовка по книге «Зоопарк в моем багаже» Р. Хагрида, «Хогвартс ньюс», Хогвартс, 2000

8. трактовка по книге «Сказочная энциклопедия» , составитель Н. Будур.- М.:ОЛМА-ПРЕСС,  2005,- 608 с.

 

Сириус Блек

 4.Недалеко от Ориона, по другую сторону от Тельца, сияет ярчайшая из звезд, Сириус. Древние греки объясняли ее существование тем, что у Ориона был охотничий пес по кличке Сириус. Они считали Сириус частью созвездия с латинским названием  Canis Major.

Скорее  всего, объяснение возникло, как говорится, задним числом. В середине лета Сириус восходит вместе с Солнцем, и люди античности полагали, что его сияние вместе с лучами светила являются причиной летнего пекла. Разумеется, это на самом деле не так, но все равно самый знойный летний период назывался у древних греков каникулами («днями собаки», то есть созвездия Большого Пса), когда большинство жителей сидели по домам, пережидая жару. Отсюда берет свое начало название перерыва в школьных занятиях.

Другая яркая звезда поблизости Ориона – Процион, чье название происходит от греческих слов «до собаки», поскольку он восходит несколько раньше Сириуса. Древние греки сделали Процион частью другого созвездия, называющегося по-латыни Canis Minor (Малый пес), так что Ориону помогают охотиться на Тельца двое псов.

 Дементоры.

 1. Стражи магической тюрьмы Азкабан. Дементоров не проведешь ни переодеванием, ни какими-либо еще фокусами, не помогут даже мантии-невидимки. Дементоров тщетно умолять, тщетно просить прощения.

 5. Дементоры – самые отвратительные существа на свете. Они живут там, где тьма и гниль, приносят уныние и гибель. Они отовсюду высасывают счастье, надежду, мир. Даже маглы чувствуют их присутствие, хотя и не видят их. Когда ты рядом с дементором, в тебе исчезают все добрые чувства и счастливые воспоминания. Если у дементора есть возможность, он питается всем хорошим, что есть в человеке, и тот становится таким, как он, воплощением зла. В нем остаются только самые страшные воспоминания. Крепость Азкабан стоит в море на маленьком островке, но дементорам не нужны ни толстые стены, ни вода, узники и так не сбегут: они заточены в темнице собственных мыслей. Почти все очень скоро сходят с ума.  Дементоры высасывают из волшебника магические способности, несли он остается с ними надолго.

Дементоры откидывают капюшон только для того, чтобы применить свое последнее и самое страшное оружие – Поцелуй Дементора. Дементоры его применяют к тем, кого хотят совершенно уничтожить. Они прижимают челюсти ко рту жертв и высасывают из них душу. Без души человек может жить, пока у него работают мозг и сердце. Но он больше ничего не чувствует, ничего не помнит. И поправить это нельзя. Человек просто существует, пустой, как выеденное яйцо. Душа навсегда покидает тело.

 

6. Дементоры ничего не видят, они воспринимают людей через их эмоции.

 

Гиппогриф

 

3. Желая обозначить невозможность или несообразность, Вергилий говорит о попытке скрестить коня и грифа. Четырьмя столетиями позже его комментатор Сервий утверждает, что грифы – это животные, у которых передняя часть туловища орлиная, а задняя – львиная. Чтобы подкрепить свое утверждение он прибавляет, что они ненавидят лошадей. Со временем выражение «скрещивать грифов с лошадьми» («Junge tur jam grupes equis») стало поговоркой; в начале XVI века Людовико Ариосто вспомнил его и придумал гиппогрифа.  В грифе древних объединены орел и лев; в гиппогрифе Ариосто – лошадь и гриф, это чудовище, или вымысел, второго поколения. Пьетро Микелли замечает, что гиппогриф более гармоничное создание, чем крылатый конь Пегас.

В «Неистовом Роланде» (IV, 18) дано подробное описание гиппогрифа, словно бы предназначенное для учебника фантастической зоологии:

Не призрачный под магом конь – кобылой

На свет рожден, отцом его был гриф;

В отца он птицей был ширококрылой, -

В отца был спереди; как тот ретив;

Все остальное, как у матки, было,

И назывался конь тот – гиппогриф.

Рифейских гор пределы славны ими,

Далеко за морями ледяными.

(пер. А.И. Курошевой)

(…) Астольфо в одной из последних песен расседлывает и разнуздывает гиппогрифа и отпускает его на волю.

 

7. Гиппогриф все делает по своему хотению и очень любит блюсти церемонию. Подойдешь к нему, поклонись. И жди. Он в ответ поклонится, можешь его погладить. Если на поклон не ответит, не тронь, и скорее отойди подальше: когти у него как сталь.

 

Боггарт

 

8. Боггарты – английские проказливые косматые эльфы с длинными желтыми зубами и с дурным неуживчивым характером, любят мучить хозяев домов, в которых селятся, например, наводить на них кошмары.

 

Оборотни

 

8. Оборотень – персонаж преданий, легенд и сказок народов мира. В случае превращения человека в волка несомненна связь сказки и легенды с ликантропией. Оборотни -  сверхъестественные существа, способные оборачиваться людьми или животными, принимать другой облик. К оборотням относятся хобгоблины и боуги в английским фольклоре, колдуны, вурдалак, верфольфы и ведьмы в германском фольклоре. Есть они у славян.

Чтобы обернуться волком или другим животным, надо пойти в лес, найти пень гладко срубленного дерева, воткнуть в него нож и, произнеся заклинание, перекувырнуться через пень. Если кто-нибудь вынет нож из пня, то оборотень навсегда останется в шкуре животного. Если нож остается воткнутым в пень, то оборотень может в любой момент прибежать к нему, перекувырнуться через пень и вернуть себе человеческий облик.

В русском фольклоре способностью к оборотничеству наделены лешие, водяные, черт, Змей Горыныч, ведьмы. Ученые указывали, что вера в оборотничество в древнем обществе связана с представлением о мире, как арене вечной метаморфозы, превращения одной формы в другую, как едином пространстве, где все сущности и существа взаимосвязаны.     

 

 

Чудовища, диковинные звери, мифологические существа, имена с историей, встречающиеся в четвертой  книге про Гарри Поттера «Гарри Поттер и Кубок Огня»

 

Условные обозначения:

1. – трактовка по словарю «Напасти и беды. Странные существа» под ред.  А.П. В. Б. Дамблдора. Изд-во «Хогвартс ньюс», Хогвартс, 2000 г.

2.-  трактовка по книге «Жизнь чудовищ в средние века»/ пер. с лат., статьи Н.Горелова. – СПб.: Азбука-класссика,2004. – 224 с.

3.- трактовка по книге «Книга вымышленных существ» Х.Л. Борхеса. Печатается по изданию: Борхес Л.Х. Соч.: В 3т. М.. 1997. Т.2

4. – трактовка по книге «Занимательная мифология. Новая жизнь древних слов»                А. Азимова. Пер. с англ. В.Д. Кайдалова. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003. – 206 стр.

5. – трактовка по книге «Чудовища современного мира» проф. Р.Дж. Люпина, изд-во «Оксфорд тайм», 1998

6. – трактовка по автобиографии С. Блека, изд-во «Алфавит», 1994

7. – трактовка по книге «Зоопарк в моем багаже» Р. Хагрида, «Хогвартс ньюс», Хогвартс, 2000

8. трактовка по книге «Сказочная энциклопедия» , составитель Н. Будур.- М.:ОЛМА-ПРЕСС,  2005,- 608 с.

9. – трактовка по книге Михаэля Энде. Бесконечная история,  Перевод  А.Исаевой, Л. Лунгиной. Изд: «Вагриус», «История, конца которой нет», 1997 (сайт lib.ru) –но не знаю, указывать ли. Как только мне вернут мою книгу, я могу перепечатать.

10. трактовка по книге «Дикие дивные твари как они есть» под ред. Проф. Кеттлберна, Хогвартс, 1967

 

Нюхлеры

 

9. Черные пушистые длинноносые зверьки. Передние лапы плоские, как лопаты.

 7. Это Нюхлеры, а живут они больше в шахтах. Любят разные блестящие штуки. За версту драгоценности чуют.

 

Сфинкс

 

3. Египетские изваяния сфинксов (Геродот называл их андросфинксами, т.е. мужесфинсками, чтобы отличить их от греческого сфинкса) – это лежащий лев с головой человека; он был стражем храмов и гробниц и, как говорят, должен был воплощать царскую власть. У других сфинксов в залах Карнака голова барана, священного Амона. Ассирийцы изображали сфинкса с Гловой бородатого человека в короне; такое изображение обычно на персидских геммах. Плиний в своем перечне эфиопских животных называет сфинкса(…).

У греческого  сфинкса женская голова и грудь, птичьи крылья, туловище и лапы львиные. Иногда его наделяют головой собаки и хвостом змеи. Есть предание, что он истреблял жителей Фив, загадывая загадки (ибо он говорил человеческим голосом), и пожирал всякого, кто не мог их отгадать. Эдипа, сына Иокасты, сфинкс спросил: «У кого четыре ноги, две ноги и  три ноги, и чем больше ног, тем он слабее?» (Так гласит, вероятно, древнейшая версия. Со временем ее снабдили метафорой, изображающий жизнь человека как один день. Теперь вопрос звучит иначе: «Кого животное ходит на четырех ногах утром, на двух полдень и на трех вечером?») Эдип ответил, что это человек, который, будучи ребенком, ползает на четвереньках, став взрослым, ходит на двух ногах. А в старости опирается на посох. Когда загадка была разгадана, сфинкс бросился с утеса.

(…) 

 

4.Одним ребенком Ехидны была Сфинкс, с головой женщины и телом льва. Она останавливала проходящих мимо нее путников и предлагала им загадки. Если путник не мог их разгадать, Сфинкс убивала его. С тех пор человека, которого трудно понять или который говорит загадками, называют сфинксом.

Поскольку человека труднее всего понять, когда он вообще ничего не говорит, прозвище «сфинкс» стало применяться по отношению к тем, кто молчалив.(…)

Древние жители Египта время от времени создавали статуи с головами своих царей на львиных туловищах. Их древние греки тоже прозвали сфинксами. Одна из таких статуй, Великий Сфинкс, имеет 172 фута в длину и 66 футов в высоту. Именно ее представляют себе, когда слышат слово «сфинкс».

 

9. Старик  так  направил  ее, что виден был проход между двумя скалами и в нем  каменные ворота. Но в поле  зрения  оказалась лишь нижняя  часть правой
колонны.  И  Атрей  увидел  рядом  с  ней огромного  неподвижного  сфинкса, освещенного луной. Передние лапы у него были  львиные, задняя часть туловища
- как у быка, а  на спине красовались могучие орлиные крылья. Лицо сфинкса - лицо  женщины  -  все  же трудно  было назвать человеческим лицом из-за  его
выражения: на  нем  застыла  то ли улыбка, то  ли печать глубокой печали или полного равнодушия.
Атрей  долго  разглядывал это лицо и в конце  концов  решил,  что  оно  исполнено отчаянной злобы и мрачности, но мгновение спустя ему уже казалось, 
что он ошибся и что, напротив, оно свидетельствует о самом веселом нраве. (…)Гном повернул  один из винтиков, и в поле зрения Атрея  сперва  попала
бескрайняя равнина,  простиравшаяся за воротами, а  потом -  левая  колонна, возле  которой  тоже  сидел сфинкс  в той же самой  позе. Его  могучее тело,
освещенное  луной, сияло каким-то странным  тусклым блеском, словно оно былоиз жидкого  серебра.  Второй сфинкс, казалось,  отчужденно глядит в  
сторонупервого, точно так же, как тот, застыв, глядел в его сторону.
     - Это что, статуи? - спросил Атрей, не в силах оторвать глаз от трубы.
     - О нет! - воскликнул Энгивук и даже захихикал. -  Это настоящие, живые сфинксы, даже очень живые!(…)
Взгляд у них совсем  иной, нежели  взгляд любого живого существа. Мы  с тобой, да и  все другие,  воспринимаем глазами какую-то картину  мира, видим 
окружающее  таким,  как  оно  есть. А  сфинксы ничего не видят  во- круг, в каком-то смысле они слепы. Зато их глаза что-то излучают. И  знаешь,  
что именно?  Все  загадки мира!  Поэтому  они и глядят только  друг  на  друга:  взгляд  сфинкса может выдержать  только сфинкс.  И представь себе, 
мальчик, что произойдет с тем, кто осмелится попасть в точку скрещения их взглядов! Несчастный застынет и не сдвинется с места, пока не
отгадает  все  загадки  мира.  Если подойдешь  к  каменным воротам,  увидишь печальные останки этих бедолаг...
     - Но ты ведь сказал,  - снова перебил его Атрей,  - что сфинксы иногда закрывают глаза! Должны же и они когда-нибудь спать!
     - Спать? - Энгивук затрясся от смеха.  -  Скажешь тоже!.. Сфинксы спят! Нет  уж, дружок, поверь, сфинксы  никогда не спят! Ты  и  в самом  деле  еще
несмышленыш. И все же твой вопрос не лишен известного смысла. Именно ему я и посвящаю, собственно говоря, мое исследование. Некоторых посетителей 
сфинксы пропускают: закрывают глаза. Но вот на вопрос, почему одному можно пройти, а другому  нельзя,  так  и  нет   до   сих  пор  ответа.  Нетрудно,  
допустим, предположить, что сфинксы  пропускают  только  мудрых,  храбрых,  добрых,  а глупым,  трусам и злым прохода  не дают... Однако дело 
обстоит вовсе не  так.
Сколько  раз я собственными глазами видел, как какому-нибудь жалкому дурачку или отпетому мерзавцу они вдруг разрешают пройти, а приличные, 
разумные люди месяцами ждут  этой возможности и  в конце концов  уходят, как говорится, не солоно  хлебавши. Идут  ли к  Оракулу те,  кого гонит 
беда  или кто пытается проскочить просто так, шутки ради, - тоже не играет никакой роли...
     - И что же, все твои исследования так и не привели ни к какому выводу?
     Глаза Энгивука снова гневно сверкнули.
     -  Ты что, не слушаешь,  что я говорю? Я же сказал, что до  сих пор еще никому  не  удалось разгадать  тайну  сфинксов.  За  эти  годы  я,  конечно,
разработал  несколько  теорий. Сперва  я  полагал,  что  поведение  сфинксов определяется  внешними данными смельчаков - их ростом, красотой,  
силой,  но вскоре  мне пришлось  от  этой  идеи отказаться.  Потом  я  попытался  найти какую-то  цифровую  закономерность, скажем, из каждых  
пяти соискателей  они всегда исключают троих или разрешают пройти только нечетным, или,  наоборот, четным, или кратным  какому-то числу.  
Подогнать под такую  схему  собранные данные мне удалось,  но  предсказать по  ней, что  будет с  каждым следующим смельчаком,  оказалось   
невозможно.   В  конце  концов,  у  меня  сложилось впечатление,  что решение сфинксов  всякий раз  абсолютно  произвольно  и ни смысла, ни  системы  
в  этом нет.
 

Драконы западный и китайский

 

3.Дракон западный.

Огромная, громоздкая змея с когтистыми лапами и крыльями - вот, пожалуй, самое привычное описание дракона. Он бывает черный, но самое главное, что он также ослепительно блестящ, и еще ему свойственно изрыгать пламя и дым. Вышеприведенное описание относится, конечно, к его нынешнему образу греки, похоже, называли драконом всякое крупное пресмыкающееся. Плиний сообщает, что летом дракон охотно пьет слоновью кровь, потому что она холодная. Он внезапно нападает на слона и, обвившись вокруг него, вонзает в него клыки. Обескровленный слон падает на землю и умирает, также умирает и дракон, придавленный тяжестью своей жертвы. Еще мы читаем у Плиния, что эфиопские драконы в поисках лучших пастбищ регулярно переплывают Красное море, направляясь в Аравия. Для этого четыре-пять драконов, переплетясь, образуют некое подобие плота, причем головы их торчат над водой. Еще один раздел у Плиния посвящен лекарствам, изготовляемым из органов дракона. Мы узнаем, что из его глаз, высушенных и растолченных с медом, готовится мазь, помогающая от ночных кошмаров. Жир драконова сердца, обернутый в шкуру газели и привязанный к руке оленьими сухожилиями, приносит успех в тяжбе; зубы дракона, также хранящиеся на теле, обеспечивают благосклонность господ и милость царей. С долей скептицизма Плиний приводит рецепт снадобья, делающего человека непобедимым. Его изготовляют из шкуры льва, из львиного костного мозга, из пены коня, только что победившего в скачках, из когтей собаки и из хвоста и головы дракона.
      В одиннадцатой песне "Илиады" мы читаем, что на щите Агамемнона был изображен синий трехглавый дракон; через много веков скандинавские пираты рисовали драконов на своих щитах и помещали резные изображения драконовых голов на носах своих длинных судов. У римлян дракон был значком когорты, как орел - значком легиона; отсюда происходят современные драгуны. На штандартах саксонских королей Англии были изображения драконов - дабы вселить ужас в войско неприятеля. В балладе об Атисе читаем:

      Се souloient Romains porter
      Се nous fait moult a redouter
      [Их римляне несли перед собой,
      От страха мы и проиграли бой.]

      На Западе дракона всегда представляли злобным. Одним из классических подвигов героев - Геркулеса, Сигурда, Св.Михаила, Св.Георгия - была победа над драконом и его убиение. В германских мифах дракон охраняет драгоценные предметы. В "Беовульфе", написанном в Англии в седьмом или восьмом веке, дракон стоит на страже сокровища три сотни лет. Сбежавший раб прячется в его пещере и крадет кубок. Пробудившись, дракон замечает кражу и решает убить вора, но время от времени возвращается в пещеру - проверить, не поставил ли он сам кубок не на то место. (Удивительно, что поэт приписывает чудовищу чисто человеческую неуверенность.) Затем дракон начинает разорять королевство, Беовульф его отыскивает и, сразившись с ним, убивает, вскоре после чего сам умирает от смертельной раны, нанесенной клыками дракона.
      Люди верили в реальность дракона. В середине шестнадцатого века дракон упоминается в "Historia Animaiium" Конрада Геснера, труде вполне научном. Время сильно подорвало престиж дракона. Лев для нас - это и реальность и символ, но минотавр всего лишь символ, никак не реальность. Дракон, вероятно, самое известное, но также самое незадачливое из фантастических животных. Он кажется нам чем-то ребяческим и нередко портит истории, в которых появляется. Стоит, однако, вспомнить, что тут мы имеем дело с современным предрассудком, возникшим, вероятно, из-за избытка драконов в сказках. Св.Иоанн в "Откровении" дважды упоминает дракона: "Древний змий, называемый диаволом и сатаною...". Св.Августин в том же духе пишет, что дьявол - "это лев и дракон: лев по своей ярости, дракон по своему коварству". Юнг замечает, что в драконе сочетаются пресмыкающееся и птица - стихии земли и воздуха.

 

3. Китайский дракон.

 Китайская космогония гласит, что Десять Тысяч Существ (весь мир) рождаются от ритмичного чередования двух дополняющих вечных начал - Инь и Янь. Инь - сосредоточенность, мрак, пассивность, четные числа и холод; Янь - рост, свет, порыв, нечетные числа и тепло. Символы Инь - женщина, земля, оранжевый цвет, долины, русла рек и тигр; символы Ян - мужчина, небо, голубой цвет, горы, столбы, дракон.
      Китайский дракон "лунь" - одно из четырех волшебных животных. (Прочие - это единорог, Феникс и черепаха.) Западный дракон в лучшем случае страшен, в худшем - смешон; напротив, "лунь" китайских легенд наделен божественным достоинством и подобен ангелу, который вместе с тем лев. Так, в "Исторических хрониках" Сыма Цяня читаем, что Конфуций однажды пришел за советом к архивариусу или библиотекарю Лао Цзе и после встречи с ним заявил:
      "Птицы летают, рыбы плавают, животные бегают. Бегающего можно поймать в западню, плавающего - сетью, а летающего - стрелой. Но как быть с драконом? Я не знаю, как он мчится верхом на ветре и как взмывает в небо. Нынче я видел Лао Цзе и могу сказать, что видел дракона".
      Некогда дракон, или лошадь-дракон, вышел из Желтой реки и показал некоему императору знаменитый рисунок круга, в котором отражена взаимосвязь Янь и Инь; у одного царя были в конюшне драконы для верховой езды и для упряжек; другой питался драконами, и царствование его было успешным. Один великий поэт, желая обрисовать опасности высокого положения, написал: "Удел единорога - стать ветчиной, дракона - стать мясным пирогом".
      В "И Цзин" ("Книге перемен") дракон обычно означает мудреца.
      На протяжении веков дракон был символом императора. Трон императора именовался Троном Дракона; лицо императора - Лицом Дракона. Когда надо было оповестить о кончине императора, говорили, что он улетел на небо верхом на драконе.
      Народное воображение связывает дракона с облаками, с желанным для земледельцев дождем и с большими реками. "Земля соединяется с драконом" - так обычно говорят о дожде. В VI веке Чжань Цынью изобразил в стенной росписи четырех драконов. Зрители стали его осуждать за то, что он сделал их безглазыми. Чанг, осердясь, взялся снова за кисть и дорисовал две из этих извивающихся фигур. И тогда "грянули громы и молнии", стена треснула и драконы унеслись в небо. Но другие два дракона, без глаз, остались на месте".
      У китайского дракона есть рога, когти и чешуя, а на хребте - ряд острых зубцов. Обычно его изображают с жемчужиной, которую он либо глотает, либо выплевывает, - в этой жемчужине его сила. Если ее отнять, он - безвреден.
      Чжуан Цзы повествует о человеке, который, упорно трудясь, за три года изучил колдовское искусство убивать драконов, но за всю оставшуюся жизнь не имел ни одного случая его применить.

 

Саламандра

 

2. Пишут, что саламандре свойственна столь невероятная жестокость, что огонь – какой бы силы он ни был – не может причинить ей вред, но она живет в огне, подобно тому, как рыбы обитают в воде.

Физиолог рассказывает о ящерице, то есть саламандре, что если она проникает в пылающий очаг или печь в бане, огонь тут же гаснет, вот какова ее природа.

Физиоло/г. Гл. XLV

 

О саламандре. Саламандра по-гречески называется «стеллион». Этот род змей обитает только в тех местах, где пламя согревает землю. Это большое четвероногое животное ужасного вида, страшнее его среди животных и не бывает. Исидор: «Оно выделяет нить выгоревшего цвета, и такни, сотканные из этой нити, сжечь невозможно». Согласно Августину, Аделину и Исидору, это животное живет в огне, от которого не то что не испытывает вреда, но и гасит само пламя. Она остается в огне абсолютно невредимой до тех пор, покуда не истощаются силы огненного пламени. Саламандра рождается и живет в горах на Сицилии и в других местах, где есть вечный огонь. Ловят ее следующим образом: подмечают место на горе, где она проводит, по обыкновению, время среди огня, затем люди, которые хотят ее поймать, разводят костры на всем протяжении пути, ведущего подальше от горы. Увидев яркое сияние только что разожженных костров, саламандра с радостью отправляется вдоль них до тех пор, пока не достигает конечной точки, однако костры за нею тушат, и так, вместо того, чтобы вернуться обратно на гору, она оказывается в руках у охотников. Некоторые говорят, что она может жить только в огне. Однако многие авторы в самых разных книгах справедливо опровергают это утверждение. По словам Исидора, из всех ядовитых животных саламандра обладает наиболее смертоносной силой. Прочие убивают многих, а эти губят многих. Так, если оно заползет на дерево, то плоды оного наполняются отравой, и если кто вкусит от них, то умирает. Если же упадет в колодец, то сила яда  убивает пьющих. Саламандра несет яйца наподобие куриных, и из них вылупляется приплод. А как сообщает Плиний, у саламандр нет ни самцов, ни самок, но все дают приплод. Как сказано в «Книге Койранид», сердце саламандры уничтожает огонь, разжигаемый лихорадкой и буйством жизненных соков. Утверждают, что у Папы Александра была одежда из шерсти этого животного, и когда ее приходилось стирать для опрятности, то ее стирали не в какой-либо воде, а прокаливали в огне. Видел и я ткань из шерсти этого животного, и, чтобы проверить, я бросил ее в огонь своими собственными руками, и когда спустя большой промежуток времени она раскалилась добела, словно железо, затем остыла, я, ощупав ее руками, не обнаружил ни одной поврежденной нити.

Фома из Кантимпрэ. О природе вещей. VIII, 30.

 

3. Она не только живущий в огне дракон, но также (коль словарь Академии не ошибается) "насекомоядная лягушка с гладкой кожей, густо-черного цвета, с симметрично-желтыми пятнами". Из этих двух ее ипостасей более известна легендарная, поэтому никого не удивит, что она включена в это руководство. В книге X своей "Истории" Плиний заявляет, что саламандра столь холодна, что от соприкосновение с нею гаснет огонь: в книге XXI он снова повторяет, скептически замечая, что будь у нее и впрямь такое свойство, приписываемое ей колдунами, им бы пользовались для тушения пожаров. В книге XI он говорит о крылатом четвероногом животном "пираусте", живущем в пламени кипрских плавилен; стоит ей очутиться на воздухе и хоть чуточку пролететь, она падает замертво. Миф об этом забытом существе влился в более поздний миф о саламандре.
      Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти, а саламандру - как пример того, что живые тела могут существовать в огне. В книге XXI "Града Божия" святого Августина есть глава с названием "Могут ли тела существовать в огне", и начинается она так:
      "К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того, чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие их продолжается среди мук вечного огня? Поскольку неверующим недостаточно того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны, которые тем не менее обитают в огне".
      К образам саламандры и Феникса прибегают и поэты - как к поэтическому преувеличению. Например Кеведо, в сонетах четвертой книги "Испанского Парнаса", где "воспеваются подвиги любви и красоты":

      Я, точно Феникс, яростным объят
      Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь,
      И в силе мужеской его я убеждаюсь,
      Что он отец, родивший многих чад.

      И саламандры пресловутый хлад
      Его не гасит, честью в том ручаюсь.
      Жар сердца моего, в котором маюсь,
      Ей нипочем, хоть мне он сущий ад.

      В середине XII века в странах Европы распространилось подложное послание, якобы арестованное Протопресвитером Иоанном, Царем Царей, византийскому императору. В послании этом, представляющим собой перечень чудес, говорится о чудо-муравьях, добывающих из земли золото, и некой Реке из Камней, и о Море из Песка с живыми рыбами, и о гигантском зеркале, показывающем все, что происходит в королевстве, и о скипетре, выточенном из цельного изумруда, и о камешках, делающих невидимым или светящихся в темноте. В одном из абзацев сказано: "В наших краях водится червь, называемый "саламандра". Саламандры живут в огне и делают коконы, которые придворные дамы затем разматывают и ткут из нитей ткани и одежды. Чтобы эти ткани очистить, их бросают в огонь". О несгораемых тканях, которые очищаются огнем, есть упоминание у Плиния (XIX, 4) и у Марко Поло (XXXIX). Поло поясняет: "Саламандра - не животное, а субстанция". Однако ему вначале никто не верил: ткани, изготовленные из асбеста, продавали под видом саламандровой кожи, и они были неоспоримым свидетельством того, что саламандра существуют. На одной из страниц своей "Жизни" Бенвенуто Челлини рассказывает, что пятилетним мальчиком видел, как в огне резвилось существо, похожее на ящерицу. Он рассказал об этом отцу. Тот ответил, что это саламандра, и отколотил его, чтобы удивительное видение, столь редко доступное людям, запечатлелось в его памяти.
      В алхимической символике саламандры - духи стихии огня. При таком толковании, подкрепленном рассуждениями Аристотеля, которое сохранил Цицерон в книге "De natura deorum" ["О природе богов" (лат.)], становится понятно, почему люди были склонны верить в саламандру. Сицилийский врач Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию четырех "корней всего сущего", разъединения и соединения коих, причиняемые Враждою и Любовью, образуют историю вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы "корней", которые римляне позднее назовут "элементами", они-то и разъединяются. Эти "корни" - огонь, земля, воздух и вода. Они - несотворенные, и ни один из них не сильнее другого. Ныне мы знаем (или полагаем, что знаем), что это учение ложно, но люди охотно ему верили, да и теперь считают, что оно было полезно. "У четырех стихий, которые составляют и поддерживают жизнь мироздания и еще продолжают жить в поэзии и народной фантазии, - долгая и славная история", - писал Теодор Гомперц. Так вот, согласно этому учению, требовалось равенство всех четырех стихий. Коль есть животные на земле и в воде, должны существовать животные, обитающие в огне. Для престижа науки требовалось, чтобы существовали саламандры.

 Леонардо да Винчи полагал, что саламандра питается огнем и огонь помогает ей менять кожу.

 

 

Чудовища, диковинные звери, мифологические существа, имена с историей, встречающиеся в пятой  книге про Гарри Поттера «Гарри Поттер и Орден Феникса»

 

Условные обозначения:

1. – трактовка по словарю «Напасти и беды. Странные существа» под ред.  А.П. В. Б. Дамблдора. Изд-во «Хогвартс ньюс», Хогвартс, 2000 г.

2.-  трактовка по книге «Жизнь чудовищ в средние века»/ пер. с лат., статьи Н.Горелова. – СПб.: Азбука-класссика,2004. – 224 с.

3.- трактовка по книге «Книга вымышленных существ» Х.Л. Борхеса. Печатается по изданию: Борхес Л.Х. Соч.: В 3т. М.. 1997. Т.2

4. – трактовка по книге «Занимательная мифология. Новая жизнь древних слов»                А. Азимова. Пер. с англ. В.Д. Кайдалова. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003. – 206 стр.

5. – трактовка по книге «Чудовища современного мира» проф. Р.Дж. Люпина, изд-во «Оксфорд тайм», 1998

6. – трактовка по автобиографии С. Блека, изд-во «Алфавит», 1994

7. – трактовка по книге «Зоопарк в моем багаже» Р. Хагрида, «Хогвартс ньюс», Хогвартс, 2000

8. трактовка по книге «Сказочная энциклопедия» , составитель Н. Будур.- М.:ОЛМА-ПРЕСС,  2005,- 608 с.

9. трактовка по книге «Дикие дивные твари как они есть» под ред. Проф. Кеттлберна, Хогвартс, 1967

 

Великан

 

8. Великан - герой  сказок европейских народов. Великан, как правило, выступает в роли противника героя, удерживающего его невесту. Распространен мотив поединка героя и великана. После победы над великаном герой получает жену, замок великана. В случае отсутствия поединка герой похищает у великана волшебные предметы. Очень распространен мотив великана без души. Душа его заключена в другом месте, и герою надо найти ее, чтобы убить великана.  

Первая Рисунки  Гостевая Книги Фильмы Актеры Галерея Масок Фанфики О героях Автор Критика Коллажи Форум Ссылки Клипы Карта сайта

Сайт управляется системой uCoz