Не важно, куда идет поезд и кто Кондуктор в нем. Важно, хватит ли у Вас смелости и веры сесть на него...

              

Первая Рисунки  Гостевая Книги Фильмы Актеры Галерея Масок Фанфики О героях Автор Критика Коллажи Форум Ссылки Клипы Карта сайта

 

Здесь не идет речь о мелких ошибках, таких как, например, в первой части Хагрид оговаривается (в русском дублированном переводе): « - А разве твои мама и папа не сказали тебе?», хотя даже если бы Лили и Джеймс сказали Гарри, кто он, не думаю, чтобы он понял. Да, если не зацикливаться на переводе, опять же в первой части вызов учеников идет совсем не по алфавиту, в третьей части меняется номер, что Сириус Блэк держит в руках, но ведь не это важно. По крайней мере, это наше мнение. Но имейте в виду -  здесь вы не найдете ошибок такого рода. Нахождение их может и развивает внимательность и память, но речь не о них. Это мелкие просчеты, каких полно в каждом фильме, стоит ли заострять на них внимание? Хотя, если вам угодно заострять свое внимание именно на этом, то советуем зайти на сайт http://www.mugglecom.gondor.ru, где все это есть. У нас же речь пойдет не столько о мелких ошибках, сколько о фильме в целом, об отличиях от книг, о том, какую роль сыграли эти отличия -  положительную или отрицательную. Ведь каждый режиссер видит произведение по-своему, отражая в фильме свое понимание, он вполне может сделать акцент не там, где их сделал автор книг, или добавить свои.

Назад, на Фильмы

 

«Гарри Поттер и философский камень»

 

Фильм вместил практически все то, что сочла нужным написать в книге Роулинг или, по крайней мере, сделал на это своеобразную ссылку. На чем хотелось бы акцентировать внимание?

Конечно, все то, что касается Дурслей (как и многое другое) было немного урезано, но, к счастью, не пострадал ни один значимый момент. Даже мысль Гарри о том, что дядя спятил (когда они ехали в машине, направляясь к острову), выразил Дадли, сказав (в сцене с многочисленными письмами, перед островом же): «Папа сошел с ума, кажется». По фильму понятно, что за люди эти Дурсли.

Эпизод с выбором палочек. В книге неподходящие человеку палочки ничего не творили, ничего плохого, но и хорошего ничего. Палка как палка. В фильме же иначе. Неправильно выбранная палочка крушит все вокруг. Во-первых, это делает эпизод более зрелищным, а, во-вторых, показана зависимость волшебника от палочки. Выбор палочкой нужного хозяина очень важен. Создается впечатление, что сила волшебника делится на две части -  часть в нем, а часть в палочке. Она не столько направляет энергию волшебника, сколько несет ее в себе. Это доказывает и фильм и высказывание книжного Олливандера: «Это была мощная палочка, очень мощная…». Не о волшебнике речь, а о его палочке.

Сцена в трактире, когда Хагрид рассказывает Гарри о Волан-де-Морте. В фильме он отвечает Гарри на просьбу написать имя Темного Лорда: «Я не могу это сделать», в то время как в книжке на этот же вопрос отвечает: «Не знаю я, как оно пишется». Он не может – значит, у него нет власти это сделать, может, оттого, что если требуется смелость и сила духа назвать Лорда по имени вслух, то больше сил требуется на начертание его. Ведь написанные на бумаге слова подсознательно воспринимаются серьезнее. Раньше считали, что они приобретают силу заклинаний.

В отличие от книги, Хагрид также делает акцент на том, что что-то именно в самом  Гарри остановило Лорда в ту ночь. Потому ли, что не знал о жертве, Лили Поттер, то ли потому, что знал о пророчестве, где говорилось о том, что Лорд должен отметить Гарри как равного себе -  отметить, но не убить. То ли потому, что все-таки сокровенные силы человека имеют бОльшую силу, чем это принято думать, и человек сам вершит свою судьбу, то ли оттого, что знал что-то свое…

Платформа 9¾ (.то ли платформа №9 не доросла до 10, то ли 10 уменьшилась на четверть…). Как и в книге, номер платформы уже указывает на что-то странное и запредельное. Проход через стену все равно что проход через иллюзию. Мир иллюзорен, и мы видим то, что хотим. Магл хочет видеть стену –  и видит ее, не сомневаясь в ее прочности. Маг желает увидеть дверь -  и сердцем видит дверь. Да и у Хогвартса учеников встречает не совсем человек. Хагрид словно соединяет два мира, в данном случае мир привычный и мир новый, мир будничный и мир чудесный.

Крису Коламбусу удалось создать образ сказки, передать ее дух. Когда лодки с учениками плывут по озеру, окончательно отделяя себя от Прошлого, мы видим то сияющий нарядный и веселый замок -  словно с открытки!-  то (когда видим башни и небо) дух захватывает от величественности и некоторой мрачности. Оно и верно – сказка не всегда заканчивается победой добра, и сколько подобных поражений изведал Хогвартс!

Первый урок зельеварения. Фильм не может экранизировать абсолютно все, от строчки до строчки. Но он может все необходимое показать в сжатом виде. Вся «скептичность» Снегга к Гарри проявляется не только в словах «Наша новая знаменитость», которые очень хочется расшифровать как намек на то, что этих знаменитостей, профессор перевидал достаточно, знает их повадки и привычки…

С позволения сказать «скептичность» проявляется и в фразе (после речи о предмете): «Но, возможно, некоторые из вас приехали в Хогвартс. обладая такими возможностями, что даже не обращают внимания на это» (имеется в виду предмет, скорее всего), хотя Гарри, как показывают нам, лишь записывал речь Снегга.

Далее. Снегг по книге потакал своему факультету, в фильме это видно в его фразе об избранных, что могут оценить его предмет по праву. При этой фразе взгляд Снегга, брошенный на Малфоя, подтверждал, кто является «избранным».

Почему режиссер вместо Невилла послал в лес Малфоя? Скорее всего, потому, чтобы показать, что Драко – трус.

В сцене с препятствиями на пути к философскому камню наиболее значимой может показаться сцена шахматного боя, которая не в пример жестче, чем в книге. Жизнь, которую шахматы символизируют, вообще жестокая штука. Заметьте, кстати, что и в книге, и в фильме, троица играет за черных. Белые, такие безликие, хладнокровные и жестокие - зло в данном случае. Когда-то белый цвет одежд был знаком смерти, Мелвилл же писал, что «самое ужасное в белизне то, что она - отсутствие цвета, она ничто и никакая, в ней нет ни добра, ни зла, одно лишь презрительное равнодушие. Белая Вселенная бессмысленна, бесцельна и равнодушна». Белые – это стражи. И знают они одно -  сторожить и никого не пускать. Они ничто, никакие, но с точки зрения троицы они -  зло.

Зеркало Еиналеж (которое в дублированном переводе отчего-то называется Ейнелейн) действительно поразительная вещь. Мы видим то, что хотим, а это не всегда верно и не всегда нужно. И не надо пенять на то, что зеркало обманывает нас, мы сами себя обманываем. Неудивительно, что многие сходили с ума, постоянно сидя перед ним, ведь подобная зеркальность – самая страшная разновидность обаяния.   

 

«Гарри Поттер и Тайная Комната»

И, тем не менее, фильм не теряет своего сказочного обаяния, пусть Коламбус уже несколько «устал», но фильм хороший. Достаточно динамичный, но никаких важных эпизодов не потеряно. Нет слов, приятно было бы посмотреть на день святого Валентина, но, положа руку на сердце, этот эпизод не важен. По фильму мы и так видим, что за человек, этот Локонс.

К слову говоря, здесь нет драки Артура Уизли и Люциуса Малфоя. Это хорошо, потому что они выглядят более сдержанными (относительно Уизли) и интеллигентными.  Совершенно изумительная дуэль. Конечно, лучи от заклятий могли и не присутствовать, но они не портят ничего. Опять же, к слову, Драко Малфой сам принимает бесчестный ход со змеей, он сам делает этот выбор, а не следует по подсказке. Сцены из прошлого сжаты, но информация не утеряна. Никакая.

Василиск хорош, несмотря на слегка заметную «механизированность», его даже становится жаль, когда он «говорит» последнее «прости» Слизерину (когда смотрит на его статую).

Желание Люциуса Малфоя проклясть Гарри - лишний раз подтверждение  его отнюдь не хорошей сущности: и повод небольшой, да и мальчик безоружен.

 

«Гарри Поттер и Узник Азкабана»

Сменился режиссер, и подул совсем другой ветер. Что в самом фильме, в музыке преобладают фольклорные напевы, новый Дамблдор язвителен и саркастичен (по крайней мере в дублированном переводе). Взять хотя бы фразу «Палач, ваши услуги больше не нужны. Спасибо» (какова интонация!) или эпизод, когда к нему подбегают Гарри и Гермиона с отчетом, а он удивлен и уходит, напевая, подобно Преображенскому Булгакова какой-то мотивчик.

Сквозь  этот фильм проходит идея света. Свет при магии – «Люмос» Гарри, мигание светильников, когда тетя толстела на глазах, фонарь на улице, Патронус. Свет это тепло, и, как пояснил Дамблдор – надежда («но надежду можно обрести и в темные времена, если не забывать обращаться к свету»). Но вот эпизод, когда Снегг застал Гарри в коридоре ночью, Люпин уже забрал его, а портрет наорал на профессора зелий. И профессор демонстративно гасит свет. Надежда есть всегда. Она не пропадает -  это мы отворачиваемся от нее, и сами может задушить ее в себе.

Лучшее воспоминание Гарри разное. Если в книге он вспоминает первый полет на метле - знак свободы и отдаленное родство с отцом, то в фильме он вспоминает семью, родителей, что важнее.

В Визжащей хижине Снегга оглушили не трое, а один Гарри, причем, чужой палочкой. Это важно. Во-первых, это доказывает, что Гарри силен, а, во-вторых, к его силе прибавилась разрушительная сила чужой палочки. Неудивительно, что еще и кровать поломалась. В сцене с превращением Люпина, Снегг, едва выбравшись из-под ивы (которая тут не в пример живее, чем у Коламбуса) бросился к троице с намерением ее придушить тут же, но, увидев, что им угрожает опасность, как Учитель он заслонил  их собой и принял первый удар на себя. А ведь не каждый прикроет собой того, кого ненавидит. Снегг проявил себя здесь не просто как преподаватель, а как Учитель, а Учителей не так много в этом мире.

Зов Гермионы. Оборотень все же человек и откликается он на зов человека. Ведь мы не можем сымитировать зов животного так, чтобы оно приняло нас за своего. Это умеют немногие и у них гигантский опыт. А оборотень пошел не на зов «себе подобного», а на зов человека.

 

Первая Рисунки  Гостевая Книги Фильмы Актеры Галерея Масок Фанфики О героях Автор Критика Коллажи Форум Ссылки Клипы Карта сайта

 

Сайт управляется системой uCoz