Алан Сидни Патрик Рикман
Рождение актера
«...Я серьезно отношусь к своей работе, а это возможно только при несерьезном отношении к собственной персоне...»
Как происходит рождение актера? Что это – событие или их череда? Подарок судьбы или результат долгих поисков и трудов?
Актерское восприятие не сходится с обыденным: в поле зрения актера заостряется то, что люди, погруженные в повседневный ритм жизни, обычно не замечают. И каждый раз мир кажется незнакомым, открывается заново. Человек еще, как правило, не обладает ни житейским опытом, ни профессиональными знаниями, но масса внешних впечатлений и образов сталкивается в нем с огромной внутренней энергией. Многие из нас в юности примерят разные маски, меняют амплуа, пытаются повторить жизни героев и кумиров. Но совсем не многие испытывают острую потребность в актерском творчестве всю жизнь.
И вот теперь под нашим прицелом Алан Сидни Патрик Рикман, человек, выбирающий роли, человек, преданный театру, человек, которого называют готическим ликом Англии, а он всегда утверждает, что всего лишь делает свою работу, так хорошо, как может. Но эта игра приковывает к себе тысячи и тысячи зрителей. Так как же произошло рождение актера?
21февраля 1946 года в Лондоне (Хаммерсмит) в рабочей семье ирландки и уэлльца мальчик, которого назвали Аланом. Когда ему было 8 лет, его отец умер от рака, оставив мать с четырьмя детьми на руках. Смерть отца была сильным ударом для Алана, тем более что мать не разрешила детям присутствовать на похоронах. Это сейчас Алан Рикман говорит, что это было продиктовано отчасти политикой воспитания “дети должны быть замечены, но не услышаны”, отчасти конечно же горем матери: ей тяжело было бы видеть на похоронах детей. Но что творилось в его душе тогда?!
И вот этому “милому мечтательному ребенку, все время витающему в облаках”. Пришлось усвоить первый урок жизни: рассчитывать не на кого, а необходимо помочь родным. Он учился настолько хорошо, что смог завоевать стипендию престижной лондонской школы Latimer, и именно там он впервые вышел на сцену в любительской постановке. Но нет, Алан не хотел стать актером, художник – вот главная мечта. Тогда он не мог и догадываться, что судьба решила иначе. Она в одночасье разрушит его мир. Впереди будет неизвестность и… театр. В душе будущего актера столкнутся обретение и потеря, начало и конец. Он будет молить лишь об одном – о сцене. Каждое приобретет непреходящую ценность лишь тогда, когда есть спектакли, роли, лицедейство. Этот мир станет ближе и словно превратится в собеседника. Так произойдет рождение поэта, но позже. Путем проб и ошибок Алан найдет свое место под солнцем жизни, а пока… После школы Рикман поступил в Королевский колледж искусства (Royal College of Art) на факультет графического дизайна, а по его окончании открыл в Сохо собственную дизайнерскую фирму.
И вот тот момент, который изменил раз и навсегда все. В 26 лет Рикман понял, что театр все-таки привлекает его сильнее. Бросив все, Алан поступил в Королевскую академию драматического искусства, где проучился три года. Еще студентом получил ряд престижных премий за роли в театральных постановках. Но жить как-то надо и он подрабатывал костюмером у Ральфа Ричардсона и Найджела Хоторна. А по окончании академии быстро стал одним из ведущих актеров лондонской сцены. Сыгранная Рикманом роль Вальмона в спектакле «Опасные связи» стала сенсацией; впервые в истории Лондона плакаты к спектаклю (где Рикман предстал во всей красе) стали отдельным источником доходов для театральной администрации. В 1986 году постановку пригласили на Бродвей, где Рикмана заметил продюсер Джоэл Силвер, предложивший ему сыграть главного злодея в «Крепком орешке». Этот фильм прославил Рикмана на весь мир... и одновременно лишил возможности сыграть Вальмона на экране, поскольку продюсеры не захотел взять на эту роль «парня из боевика». До сих пор многие видят в Рикмане идеального злодея, хотя очень часто он играет положительных персонажей, но непонятых, не принятых этим миром и обывательской точкой зрения.
Впрочем, ролями злодеев Алану Рикману остается лишь гордиться - чего стоит один лишь шериф ноттингемский ( “Робин Гуд: Принц воров”)! Эта роль принесла Рикману премию Британской Киноакадемии за лучшую роль второго плана и премию газеты "Ивнинг Стэндард" за лучшую мужскую роль. Продолжая регулярно работать в театре (в том числе в заглавной роли в лондонской постановке "Гамлета", 1992, и как режиссер ряда спектаклей), снялся в сатирической комедии "Боб Робертс" (1992), биографической ленте "Месмер" (1994; премия МКФ в Торонто за роль; фильм изъят из проката) и в трагикомедии "Ужасно большое приключение" (1995). В 1996 сыграл Имона де Валеру в биографической картине Нила Джордана "Майкл Коллинз" и Распутина в одноименном телевизионном фильме (премии "Эмми", "Золотой глобус", "Золотой Сателлит" и Гильдии киноактеров). И многих других пьесах и фильма. И самое главное – работа кипит, Рикмана приглашают сниматься, он счастлив, ибо получает главное – возможность играть.
Будучи очень
успешным киноактером, он очень часто отказывается от ролей в фильмах в пользу
театральных. (Он говорит о театре, как о "магическом" месте и называет его
"первой любовью"). Он играел в очень успешном спектакле "Личные жизни" (Private
Lives) по пьеса Ноэля Каварда (Noel Coward). Пьеса шла с 4 Октября 2001 по 6
Января2002.
В 1997 году Рикман дебютировал в режиссуре, поставив тонкую и
грустную ленту «Зимний гость» по пьесе Шарман МакДональд.
Мечта Рикмана -
собственный театр. Несколько лет назад он пытался купить театр-студию Riverside
в Хаммерсмите, неподалеку от того места, где родился и вырос. Это ему не
удалось, но Рикман уверяет, что не отступится, пока не добьется своего. А пока
он играет. Вживается в свои роли, и нам кажется, что актеру подсказывает сам
персонаж, или герой помогает в работе. Разве это не говорит о мастерстве? Если
человек верит, что перед ним не актер, а Гамлет или Вальмон, Распутин, значит,
это было сыграно не зря. Хотя кто знает, кто знает, может, сам Распутин
появлялся на съемочной площадке и участвовал в нелегком процессе.
О своей личной жизни Рикман предпочитает не распространяться.
Известно только, что он никогда не был женат. Великий актер имеет права на
великие личные тайны… а пока: камера, мотор! Ваши аплодисменты, господа!
Alan Rickman
C/o I C M,
Oxford House,
76, Oxford Street
London
W1D 1BS
United Kingdom